ИНВЕСТОРЫ ВЫШЛИ ИЗ КВАРТИР
Аналитика

ИНВЕСТОРЫ ВЫШЛИ ИЗ КВАРТИР

31.03.2016

Они больше не вкладываются в элитное жилье.

Снижение цен на московском рынке элитного жилья на 22% в долларах и на 8% в рублях привело к сокращению втрое числа инвестиционных покупок в этом сегменте. Покупатели больше не стремятся вкладывать средства в элитную недвижимость для приумножения капитала и приобретают в основном недорогие квартиры для себя.

 В Москве по итогам первого квартала текущего года номинированные в долларах цены на элитное жилье по сравнению с аналогичным периодом 2015 года сократились на 22%, до $13,5 тыс. за 1 кв. м. По сравнению с четвертым кварталом прошлого года сокращение стоимости оценивается в 6%. Об этом говорится в отчете Welhome. Но более значимым трендом для рынка стало снижение цен, номинированных в рублях: на 8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2015 года -- до 926,4 тыс. руб. за 1 кв. м, следует из данных Welhome. Большая часть рынка элитной недвижимости уже переориентировалась на рубли, констатируют в компании: если год назад в долларах номинировалось около 70% продаваемых проектов, то теперь их доля сократилась до 40%. С этим соглашается директор департамента жилой недвижимости Colliers Екатерина Фонарева, по оценкам которой в первом квартале нынешнего года доля номинированных в рублях сделок приблизилась к 100%, средний бюджет покупки при этом составлял 100 млн руб., что на 40% меньше показателя 2015 года.

 Спросом на рынке сейчас действительно пользуются в основном недорогие квартиры. По расчетам Welhome, количество сделок, заключаемых в сегменте до $2 млн за квартиру, за год выросло на 15%: сейчас 43% продаваемых квартир стоят менее $1 млн, 33% -- в диапазоне $1-2 млн. Даже для элитного рынка сегодня решающую роль в принятии решения о покупке играет цена, соглашается глава совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева.

 "Средний бюджет покупки по состоянию на начало марта на первичном рынке не достигает 60 млн руб., а средняя площадь реализованного жилья -- до 92,2 кв. м",-- отмечает она. При этом госпожа Румянцева не замечает серьезных колебаний рублевых цен. По ее оценкам, стоимость на элитном рынке последний год держится на уровне 880 тыс. руб. за 1 кв. м. "Но в то же время застройщики активно предлагают дисконты в среднем на уровне 7-10%",-- добавляет она.

 Все меньшей популярностью на элитном рынке сейчас пользуются апартаменты: если год назад на их долю приходилось около 43% заключенных сделок, то теперь не более 30%, указывает директор по работе с ключевыми клиентами департамента элитной недвижимости Knight Frank Ольга Богородицкая. При этом, по ее оценкам, ценовая разница между этими двумя сегментами фактически нивелировалась: средняя стоимость квартир сейчас составляет $12 тыс. за 1 кв. м (в рублевом эквиваленте на 12% меньше, чем год назад), апартаментов -- $11,3 тыс. за 1 кв. м (в рублевом выражении годовой рост 5%).

 Элитная недвижимость сильнее других сегментов пострадала от нынешнего кризиса. Впервые участники рынка заговорили о резком спаде в сентябре прошлого года, а уже спустя два месяца зафиксировали падение средней стоимости сделки на 56% (см. "Ъ" от 6 ноября 2015 года). Даже с учетом резкой девальвации рубля колебание здесь оказалось намного более заметным, чем, например, в экономклассе, где средняя стоимость, по данным "Миэль Новостройки", за год снизилась всего на 1%, или в бизнесклассе, где колебание оценивается в 15%.

 Снижение цен и сокращение платежеспособного спроса привело к уходу с рынка значительной части покупателей. Вплоть до 2015 года 15% заключаемых на рынке сделок считались инвестиционными: покупая недвижимость на начальной стадии строительства, клиенты рассчитывали приумножить свой капитал, объясняют в Kalinka Group. Теперь, по расчетам консультантов, доля таких соглашений сократилась в три раза и не превышает 5%. По оценкам госпожи Румянцевой, сейчас около 50% покупателей приобретают жилье для себя. Соглашаясь с оценкой 5%, госпожа Фонарева добавляет, что в проектах бизнес-класса доля инвестиционных продаж сейчас достигает 15-20%.

Автор: Александра Мерцалова

http://www.kommersant.ru/doc/2951463

Все материалы