СДЕЛКИ УХОДЯТ В СЕТЬ

Филипп Третьяков, главный коммерческий директор компании “КОРТРОС”:
Период пандемии ускорил приход эпохи диджитализации. Раньше об этом больше говорили в рамках пиар-компаний, теперь же она становится реальностью. Изменения коснулись и взаимодействия с клиентами. Сейчас мы стали делать прямые эфиры для них – показывать стройку в режиме реального времени, квартиры с отделкой. Клиентам это удобно: экономия времени и усилий при первоначальном знакомстве с вариантом для покупки огромная, раньше с учетом времени на перемещение на это требовалось часа три. Что же касается вопроса новой организации ЖК, я думаю, что актуальным станет тренд размещения в рамках ЖК зон коворкингов. Чтобы проживающие могли в нужный момент уйти в рабочую зону, зону лобби, где смогли бы изолированно заниматься своей работой, проводить переговоры, участвовать в видеоконференции и пр.

Россия пережила уже не одну экономическую катастрофу. Однако, по мнению экспертов, нынешняя ситуация не подходит ни под один из известных сценариев. Нынешний кризис отличается от всех предыдущих, поскольку еще не было такой большой по охвату стран пандемии и таких жестких карантинных мер, потребовавших закрытия границ практически во всем мире.
Как купить квартиру, не выходя из дома
Действующий в Москве режим самоизоляции полностью изменил процесс покупки недвижимости. Сегодня лидеры строительной отрасли перевели в виртуальное пространство все этапы выбора и приобретения жилья. Клиент может отправиться в 3D-тур по району и квартире, изучить и забронировать объект онлайн, заключить договор в электронном формате и оформить ипотеку на дому. Но новые сервисы имеют ряд нюансов, а порой требуют отладки бизнес-процессов. К примеру, пока далеко не все застройщики могут предложить клиенту полный перечень услуг на удаленке, поэтому в отдельных случаях нарушить режим самоизоляции все же придется.
Покупка квартиры состоит из нескольких основных этапов: бронирование лота, подписание договора, регистрация и оплата сделки, приемка жилья. Сегодня в понятие онлайн-сделки застройщики могут вкладывать разный смысл – от возможности зарегистрировать сделку электронным способом до полного перечня услуг (онлайн-оплаты, выездной ипотеки и др.).
Многие компании заявляют о таком формате, но при этом оговариваются, что сделка проходит без посещения офиса продаж. То есть за скобками остается необходимость лично приехать в банк, например, для оформления ипотеки или оплаты. В результате покупатель уже в процессе узнает, что выйти из дома все-таки придется. Чтобы избежать такой ситуации, достаточно заранее узнать, какие из современных инструментов покупки доступны в конкретном проекте.
Виртуальные туры по квартирам – давно не новинка, их предлагают на рынке довольно давно. То же самое касается услуги удаленного бронирования. Оплата брони проходит с помощью банковской карты, после чего квартира автоматически снимается с продажи. После бронирования квартиры начинается подготовка к оформлению сделки. При полной оплате покупки оформляется ДДУ или договор купли-продажи. Клиент получает документы на подписание в электронном виде. Для этого потребуется только электронная цифровая подпись.
Следующий этап – оформление ипотеки. Подать заявку можно в режиме онлайн, но после одобрения заявки клиенту все-таки придется лично явиться в банк для подписания документов: в соответствии с регламентами Центробанка подтверждение личности заемщика – это обязательное условие сделки. На фоне пандемии коронавируса ЦБ разрешил банкам выдавать ипотеку дистанционно, но на практике эта инициатива реализована достаточно слабо: в большинстве организаций по-прежнему требуется личное присутствие клиента. Следующий шаг – электронная регистрация. В период самоизоляции закрылись МФЦ, а Росреестр перестал принимать и выдавать документы на бумажных носителях. Тем не менее электронный документооборот продолжил работать, и единственной доступной опцией стала электронная регистрация сделок. Еще до карантина этот формат был достаточно распространен на рынке недвижимости. Сегодня же на него перешли практически все крупные застройщики. Одним из главных нововведений, появившихся на рынке, стала онлайн-оплата сделки. Флагманские банки Москвы используют систему безопасных расчетов: на счете клиента блокируются денежные средства на срок до 30 дней. За это время проходит электронная регистрация сделки, после завершения которой средства перечисляются на эскроу-счет или напрямую на счет застройщика. Если же регистрация не прошла, сумма “размораживается”, и клиент может дальше пользоваться своими средствами. Также в ряде банков можно удаленно открыть эскроу-счет: сотрудник организации выезжает к клиенту для подписания соответствующих документов. Финальный этап – приемка квартиры – тоже может быть проведен удаленно. К примеру, один из московских застройщиков предлагает осуществить это процесс по фото- и видеоматериалам, а выдача ключей происходит с помощью постамата на территории жилого комплекса.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ Анна Соколова, директор по маркетингу ГК “Инград”:
Очевидно, что опыт этой весны заставит девелоперов более пристально взглянуть и оценить вопросы безопасности жителей, в том числе и вопросы санитарии. Застройщики уже начали задумываться о необходимости установки обеззараживающих воздух устройств. Также одним из новых трендов может стать появление специальных помещений с почтовыми ящиками и постаматами для передачи товаров от курьеров к заказчику. Пересматривается отношение к балконам и лоджиям. В период самоизоляции они стали для многих основным местом отдыха на свежем воздухе. Также может вырасти спрос на качественные проекты в Подмосковье, где у застройщиков есть возможность организовать большие благоустроенные придомовые территории.
Анна Боим, коммерческий директор ГК “А101”:
Пока рано говорить о том, что в планировках жилых помещений или общественных помещений внутри жилого дома произойдут какие-то существенные изменения. Чрезвычайная ситуация не переросла в хроническую, а планировки жилых помещений разрабатываются с учетом длительных сценариев жизни людей. Хотя уже сегодня проектировщиками рассматриваются варианты планировочных решений в части возможностей трансформации жилья. Некоторые исследования уже показали, что часть людей и после пандемии останется на удаленном режиме работы. Что является существенным изменением для рынка – это потенциальный рост средней площади покупаемых квартир. Растущая доступность ипотечных программ даст такую возможность. Рынок сейчас возлагает большие надежды на ипотеку с господдержкой.
Филипп Третьяков, главный коммерческий директор компании “КОРТРОС”:
Период пандемии ускорил приход эпохи диджитализации. Раньше об этом больше говорили в рамках пиар-компаний, теперь же она становится реальностью. Изменения коснулись и взаимодействия с клиентами. Сейчас мы стали делать прямые эфиры для них – показывать стройку в режиме реального времени, квартиры с отделкой. Клиентам это удобно: экономия времени и усилий при первоначальном знакомстве с вариантом для покупки огромная, раньше с учетом времени на перемещение на это требовалось часа три. Что же касается вопроса новой организации ЖК, я думаю, что актуальным станет тренд размещения в рамках ЖК зон коворкингов. Чтобы проживающие могли в нужный момент уйти в рабочую зону, зону лобби, где смогли бы изолированно заниматься своей работой, проводить переговоры, участвовать в видеоконференции и пр.
Борис Левянт, архитектор, руководитель бюро ABD architects:
Я думаю, что все разговоры об изменении ситуации в девелопменте и разных его сферах – коммерческой, жилой недвижимости – преждевременны. В ближайшее время никаких существенных изменений не будет. А если будут, то только поступательные, эволюционные. Ничего радикального, революционного не произойдет. Мне кажутся нелепыми рассуждения о чуть ли не сносе торговых центров как о местах крупных скоплений людей. Точно так же я отношусь к прогнозам о том, что девелоперы будут менять планировки, увеличивать площади и пр. По этому поводу могу вспомнить высказывание экс-зампреда правительства РФ Игоря Шувалова, когда он приехал в Казань и увидел там квартиры-новостройки общей площадью 14-16 кв. метров. Он удивился и сказал: “Смешно, но люди покупают!” Вот на это и будут ориентироваться застройщики – строить то, что у них будут покупать.
Никита Румянцев, руководитель Аналитического центра АНО “Московский урбанистический форум”:
Существует американское исследование, которое говорит о том, что люди, пережившие Великую депрессию, в дальнейшем не покупали себе предметов роскоши. Как на нас повлияет пандемия, пока непонятно. Но в целом совершенно очевидно: чем здоровее население, тем легче оно переносит экономические и любые другие кризисы. Приемы проектирования города, которые способствуют повышению качества жизни населения и уровня его здоровья, известны. Большие прогулочные зоны, места для пешеходных прогулок, набережные – все это будет способствовать оздоровлению жителей. Сейчас урбанисты будут озадачены тем, как переформатировать города, сформированные по принципу централизации, взаимодействия жителей. Этого можно достигнуть за счет снижения плотности или разведения потоков людей.
Юрий Кочетков, аналитик рынка недвижимости:
Эпидемия коронавируса подстегнет две ранее оформившиеся тенденции. Первая – это нарезка небольших комнат в квартирах даже ограниченных размеров. Многие семьи столкнулись с тем, что попросту невозможно отселить в “карантинную” комнату заболевшего члена семьи. Понятно, что и так называемый евроформат квартир в новостройках серьезно пострадает: объединенная гостиная и кухня не способствуют защите от вируса в случае его проникновения в семью. Вторая тенденция – это переход на онлайн-сделки при покупке квартиры. Этот процесс идет уже несколько лет, но тормозится требованием банков лично присутствовать покупателю при переводе крупных сумм. Коронавирус заставит здесь найти оптимальное решение и даст зеленый свет онлайн-покупкам новостроек.

Московская перспектива, Москва, 26 мая 2020

К началу
Карта сайта
8 800 770 74 47
Бесплатно по России
RU
EN CN
Мой регион:
Москва
Москва
Санкт-Петербург
Пермь
Екатеринбург
8 800 770 74 47
Бесплатно по России
8 495 933 99 31
Москва
8 812 380 84 57
Санкт-Петербург
8 343 231 18 30
Екатеринбург
8 342 215 57 75
Пермь
Связаться с нами
Горячая линия