"В СВОИХ ПРОЕКТАХ "КОРТРОС" ПОДХОДИТ ИМЕННО К ЭТОМУ, ЧТОБЫ СТРОИТЬ НЕ ТОЛЬКО ДОМА, КВАДРАТНЫЕ МЕТРЫ, НО И НЕЧТО БОЛЬШЕЕ - УДОБНУЮ, КОМФОРТНУЮ СРЕДУ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ", - НИКОЛАЙ ЗУЕВ, ДЕПУТАТ ЗАКСОБРАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ, РУКОВОДИТЕЛЬ АО "КОРТРОС-ПЕРМЬ"
В Перми подведены итоги конкурса по выбору лучшего проекта монумента актеру, уроженцу краевой столицы Георгию Буркову.

В программе "Районы-кварталы" обсуждаем ход конкурса и его результаты с членом экспертного совета, депутатом ЗС и руководителем АО "КОРТРОС-Пермь" Николаем Зуевым и председателем жюри, известным российским скульптором Александром Самвелом. Ведущий: Артем Жаворонков.

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья, меня зовут Артем Жаворонков, Юрий Кулебакин работает за звукорежиссерским пультом. И с большим удовольствием представляю вам своих сегодняшних гостей, их двое: Николай Геннадьевич Зуев, депутат Законодательного собрания Пермского края, руководитель АО "КОРТРОС-Пермь", и Александр Георгиевич Самвел, скульптор, член союза художников России, член международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. Но сегодня оба моих гостя здесь в несколько ином, во всяком случае я думаю, что привычном, по крайней мере для Александра Георгиевича, статусе. Они сегодня здесь как члены экспертного совета и жюри конкурса по выбору лучшего проекта монумента актеру Георгию Буркову. Буквально на днях были подведены итоги этого конкурса, и, собственно, что Николай Геннадьевич, что Александр Георгиевич принимали в этом мероприятии непосредственное участие. Во-первых, добрый день.

Н. Г. Зуев: - Добрый день.

А. Г. Самвел: - Добрый день.

Ведущий: - Давайте тогда и начнем с памятника. Все-таки событие неординарное, не часто бывает, что так публично и так много говорят о конкретном монументе, инициатором установки которого вроде как является бизнес. Правильно я понимаю ситуацию, Александр Георгиевич?

А. Г. Самвел: - Правильно понимаете, потому что до этого, на подведении итогов, я как председатель это озвучил, многие не говорили, но я озвучил, я даже задал акцент, что на самом деле... моя речь была закончена тем, что под самый конец я сказал, что бизнес вкладывает деньги в искусство. Оно так и произошло.

Ведущий: - В условиях, когда все пытаются затянуть пояса, насколько это выгодно или насколько это оправдано, Николай Геннадьевич?

Н. Г. Зуев: - Мы шли к этому достаточно долгое время, последовательно. Собственно архитектурная концепция застройки квартала 179, как она юридически корректным языком звучит, то есть группа домов на ул.Революции, основной выход и ключевым элементом французских архитекторов являлся парк, сохранение сложившейся сохранившейся зеленой зоны в центре города. В то же время, парк - это не только зеленые насаждения, дорожки, зоны для отдыха и игровые, это нечто большее. По крайней мере, в своих проектах "КОРТРОС" подходит именно к этому, чтобы строить не только дома, квадратные метры, но и нечто большее - удобную, комфортную среду для проживания, и больше того - вносить некие идеи, смысл, содержание, вокруг чего можно будет строить свою жизнь будущим жителям. Для разных регионов идея может быть различна, и мы пытаемся, привлекая специалистов, вместе найти эту идею. Так вот, по мере разработки концепции парка, и дальше уже документации, у нас никак не рождался образ, что там должно быть в качестве такого культурного арт-объекта. Изначально понимали, оговаривали как-то это направление, необходимость такого элемента, но конкретно не возникало. Поэтому с 2013 года эта идея, в какой-то степени люди, причастные к проектированию, архитекторы думали над этим. Родился конкретный образ в 2016 году. Тоже понятно, что у нас состоялся в прошлом году визит Вексельберга Виктора Феликсовича, мы входим в структуру компаний "Ренова". Группа компаний "Ренова" имеет свои традиции, свое отношение, свое понимание, как нужно строить бизнес, где находится в том числе место для искусства, то, что Александр Георгиевич сегодня уже неоднократно упоминал. А на фигуру Буркова Георгия Ивановича мы вышли, с одной стороны, эта идея пришла в голову Иванову Николаю Петровичу, с которым мы сотрудничаем уже много лет, с другой стороны, мы ее оценили на пермяках, как это мы традиционно делаем также. Даже название "Гулливер" родилось в ходе проводимого открытого конкурса среди жителей города Перми. Поэтому мы оценили, насколько интересна фигура Буркова Георгия Ивановича, насколько он узнаваем. Посмотрели, оказалось, что он в монументальном искусстве, в частности, в Перми не представлен. И вот идея была предложена, ее поддержал Вексельберг. Сегодня мы закончили ключевой этап - творческий, где выбрали наконец тот объект, который будет реализован. Мы впервые столкнулись с этой средой, поэтому очень было важно, интересно, правильно организовать всю процедуру для того, чтобы одни решения принимали профессионалы, и не вмешиваться в их работу. Найти лучших и дать возможность им проявить себя. Вот поэтому отношение бизнеса - оно такое многоплановое, от уровня акционера, до уровня непосредственного специалиста, кто у нас занимается этими вопросами в компании "КОРТРОС-Пермь" - все были вовлечены и свою часть этого пути прошли.

Ведущий: - Слушайте, ну ведь в любом случае есть представление, убеждение, что если и захотели создать какой-то социальный объект, даже не о школе или детском саде речь идет, а, например, объект монументального искусства проще заказать по тем образам конкретно каким-то исполнителям, нежели проводить конкурс. Это всегда будут несогласные, это всегда будут те, кому выбор может не понравиться. Зачем идти на такие риски? Я знаю, что Александр Георгиевич неоднократно и различные конкурсы судил. Я так полагаю, что вам тоже приходилось в свете своей профессиональной деятельности сталкиваться с заказчиками, которые предпочитают обходить саму процедуру.

А. Г. Самвел: - Я с вами согласен. Это проще, это легче, и меня поразило, что "КОРТРОС" согласился на столь длительный путь. Потому что этот путь не проходится... его невозможно проделать быстро. И я хотел бы дополнить Николая Геннадьевича и поблагодарить его за это терпение. Мало того, он уделил свое личное время, потому что я за ним наблюдал, за то время пока мы здесь оказались и так далее, насколько он не просто профессионально подошел к этому делу, он организовал людей вокруг себя. Я видел, как к нему подходят, интересуются, советуются. Это видно, потому что если стоишь со стороны, после подведения итогов, а это было видно до подведения итогов - людям небезразлично, что происходит с их регионом, с их городом. Людям небезразлично, что происходит с Пермью, гражданам Перми. В свое время Роден делал "Граждане Кале", если вы помните. Там, наверное, денег больше было. Из той ситуации, которая на сегодняшний день сложилась в нашей стране, мне приятно, что такие люди, как Николай Геннадьевич подходят к этому процессу, то, что называется, творчески. Они пытаются на поверхность поднять вот этих профессионалов, чтобы из них уже получить команду, а из этой команды извлечь уже творческий продукт под названием "скульптура".

Ведущий: - Вы как председатель жюри этого конкурса наблюдали за его ходом с самого начала, вы видели тех, кто заявлялся, вы работали с финалистами, в конечном итоге вы вместе с коллегами по жюри оценивали этих самых финалистов, чтобы выбрать из них победителя. Можно ли оценить как-то эти работы, наверное, не с точки зрения хорошо-плохо, а вот именно с творческой точки зрения? Я думаю, кому как не вам, скульптору с именем, всемирно известным об этом говорить.

А. Г. Самвел: - Прежде всего, как председатель, я скажу, я не вмешивался в право выбора этого номинанта, победителя, будем говорить.

Ведущий: - Со стороны каждого из членов жюри, вы имеете ввиду?

А. Г. Самвел: - Да, потому что вопрос выбора стоял коллегиально, председатель на основе коллегиального решения подводит в конце итого. Да, он вправе заблокировать в том случае, я об этом говорил, если на поверхность всплывет слабая работа, если кто-то начнет лоббировать или подтасовывать, как говорят и так далее. Я изначально это проговаривал, когда мне предложили, что если на поверхность всплывет слабая работа, то я выхожу, что называется, из игры. По причине какой? Если ты зарабатываешь имя, творческое имя, за счет этого живешь, зарабатываешь - потерять его можно в три секунды, как говорят. Почему? Потому что ты просто взял и разрешил, чтобы на поверхность появилась слабая работа. Получается, или ты сам не соответствуешь своему профессиональному уровню, ты не понимаешь, что поднялось, или тебя подкупили, как обычно говорят у нас на сегодня - такое нехорошее слово, но говорят.

Ведущий: - Это имеет место? Давайте не будем скрывать..

А. Г. Самвел: - Да, это имеет место. Получается, что ты сам же и запачкал себя. Поэтому я был против, я сказал, что конечно, будет решаться коллегиально. После коллегиального решения председатель жюри подводит итог. В начале мы сделали что? Отсеяли самых слабых. Перешли во второй тур и выбрали трех самых лучших из того, что было. Из этих трех должен был остаться один. В итоге мы этого одного, благодаря опять же всей комиссии, не только мне... Я хочу поблагодарить, как раз мы в эфире, поблагодарить всех, кто принимал участие в этом проекте. И бизнес принимал - прежде всего, надо начинать с бизнеса, с них началось все, и творческая составляющая. Имея этот опыт, после всего этого мы пришли к решению, и волею судьбы получилось так, случайно получилось так, что право победителя... в общем, он оказался пермяком. Это такая случайность, потому что когда выходишь во второй тур, там уже все кодируется, там цифры, там нет фамилий и так далее. И когда подводили итоги, он оказался пермяком, я порадовался. Я сказал, что я сам не из этого города, чтобы не подумали, что я с этого города, нет я сам не из Перми, я говорю: "Вы знаете, один пермяк поддержал другого". Я не считаю, что артиста Буркова с нами нет, для меня мир материален относительно. Я считаю, что мир духовный намного дольше живет. Я считаю, что дух Буркова рядом с нами был, нет просто материи Буркова, а дух был. Тем более был его брат двоюродный, кузен.

Ведущий: - Алексей Михайлович Гоголев, он кстати, достаточно известный человек в Перми, он член Общероссийского фронта, он возглавляет один из ВУЗов в краевой столице. Вопрос очень важный на мой взгляд. Ведь мы обсуждали это с вами до эфира. Помимо собственно скульптурного произведения к каждому из финалистов предъявлялось требование по созданию среды вокруг этого памятника. И благо, что сейчас парк находится в стадии формирования, он только обретает свои контуры, парк в жилом комплексе "Гулливер". Но ведь скульптор опять может, простите меня, Александр Георгиевич, за такие слова, "наваять" все, что угодно, вокруг. А фантазии нужно будет класть на землю, и это придется делать вам, Николай Геннадьевич.

Н. Г. Зуев: - Сегодня в наших ближайших планах - заключить договор с победителем творческой части конкурса, непосредственно со скульптором Алексеем Залазаевым. Но мы в условия выбора собственно скульпторов, авторов, в условия работ, которые они должны были представить на финишный этап конкурса, закладывали именно создание среды, окружающего пространства, в котором памятник будет доминантой...

Ведущий: - Центральной фигурой...

Н. Г. Зуев: - Замыкать пространство на себя либо, наоборот, раскрывать его для тех, кто приходит к этому месту что-то увидеть, почувствовать, отметиться в конце концов. "Встретиться у Буркова", почему бы и нет?

Ведущий: - Кстати уже начали появляться хэштеги - последнее время очень популярные такие возможности через интернет, косая черта, какая-то фраза, и по ним можно в пространстве интернета найти людей, которые так или иначе к этой теме относились. Она ведь не случайно родилась "Встретимся у Буркова"?

Н. Г. Зуев: - Я все-таки закончу.

Ведущий: - Да, да, прошу прощения.

Н. Г. Зуев: - Так вот, скульпторы обычно понимали, что эту часть работы делает архитектор, и изначально проговаривали и формулировали, что это некая такая связка - скульптор и архитектор, и они должны будут создать, условно говоря, уголок парковой зоны на Революции, в квартале "Гулливер".

Ведущий: - Уголок Георгия Буркова.

Н. Г. Зуев: - Да.

Ведущий: - Мы прервемся на рекламу, затем продолжим.

Ведущий: - Мы говорим сегодня о конкурсе по выбору лучшего монумента известному советскому актеру, уроженцу Перми, что самое удивительное - не многие об этом знают - Георгию Буркову. 

http://echoperm.ru/interview/299/149210/
8 800 770 74 47
Бесплатно по России
Мой регион:
Москва
Москва
Санкт-Петербург
Пермь
Екатеринбург
8 800 770 74 47
Бесплатно по России
8 495 933 99 31
Москва
8 812 380 84 57
Санкт-Петербург
8 343 231 18 30
Екатеринбург
8 342 215 57 75
Пермь
Связаться с нами